- Подробности
-
Категория: Методическая
-
Просмотров: 7740
Дисциплина : История Класс:12 . Дата: 22.01.2013
Тема : Герои Отечественной войны 1812 года
Цели урока:
На основании фактов истории сформировать представление об Отечественной войне 1812 года;
Определить причины успеха русской армии и значение тактики М.И.Кутузова в ходе войны и истории страны;Дать возможность осознать значение народной борьбы против захватчиков, силу духа русского народа; Воспитать патриотизм и чувство гордости за свое Отечество, создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся;
Методы:
1.Словесный;
2.Частично-поисковый;
3.Практический;
4.Информационный.
Оборудование:
- 1.В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров История России конец XVII-XIX век: учебник, 10 класс (профильный уровень)/ А.Н. Сахаров,-М.; Просвещение,2010 г, стр142-159, п.57,58
- 2.О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев,В.А. Рогожкин Россия и мир,10 класс,- М.;2009г, стр.252-260, п.34
3.Презентация (слайдов) Герои Отечественной войны 1812г
Ход урока.
- I.Организационный момент (проверка посещаемости,заполнение журнала)
- II.Основная часть.
План.
Вступительное слово учителя
История Российского государства имеет немало героических страниц. Одна из них- победа в войне с Наполеоном. В 2012 году Россия отмечает 200- летие победы в Отечественной войне 1812 года. (1 слайд)Эта дата в нашей истории имеет важное значение. Она знаменует единство российского народа. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине.
Отечественная Война 1812 года важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Вступив в череду «наполеоновских войн» Россия выступила заступницей монархической Европы. Благодаря русским победам над французами глобальную революцию в Европе удалось отсрочить на некоторое время. Война Франции и России была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России.
(2 слайд. слайд Александр 1 и Наполеон)
1-й Ученик у карты: Утром 12 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и форсированным маршем вторглись в Россию.(3 слайд Карта «Вторжение Наполеона») 1-я и 2-я русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения. Они вели упорные арьергардные бои с отдельными частями французов, изматывая и ослабляя противника, нанося ему значительные потери. Две главные задачи стояли перед русскими войсками — ликвидировать разобщенность (не дать разбить себя поодиночке) и установить единоначалие в армии. Первая задача была решена 22 июля, когда 1-я и 2-я армии соединились под Смоленском. Таким образом был сорван первоначальный замысел Наполеона. 8 августа Александр назначил М. И. Кутузова Главнокомандующим русской армией.(4 слайд) Это означало решение второй задачи. М. И. Кутузов принял командование объединенными русскими силами 17 августа. Он не изменил тактику отступления. Однако армия и вся страна ждали от него решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы.
2-й ученик: Бородинское сражение. М. И. Кутузов избрал оборонительную тактику и в соответствии с этим расставил свои войска. Левый фланг защищала армия П. И. Багратиона(5 слайд), прикрытая искусственными земляными укреплениями — флешами. В центре был насыпан земляной курган, где расположились артиллерия и войска генерала Н. Н. Раевского(6 слайд). Армия М. Б. Барклая де Толли(7 слайд) находилась на правом фланге. Наполеон придерживался наступательной тактики. Он намеревался прорвать оборону русской армии на флангах, окружить ее и окончательно разгромить. Соотношение сил было почти равным: у французов — 130 тыс. человек при 587 орудиях, у русских — 110 тыс. человек регулярных сил, около 40 тыс. ополченцев и казаков при 640 орудиях. Рано утром 26 августа французы начали наступление на левом фланге. Бой за флеши продолжался до 12 часов дня. Обе стороны несли огромные потери. Был тяжело ранен генерал П. И. Багратион. (Через несколько дней он скончался от ран.) Взятие флешей не принесло французам особых преимуществ, так как левый фланг им не удалось прорвать. Русские организованно отступили и заняли позицию у Семеновского оврага. Одновременно осложнилось положение в центре, куда Наполеон направил главный удар. Для помощи войскам генерала Н. Н. Раевского М. И. Кутузов приказал казакам М. И. Платова (8 слайд) и конному корпусу Ф. П. Уварова (9 слайд)совершить рейд в тыл французов. Мало удачная сама по себе диверсия вынудила Наполеона почти на 2 часа прервать штурм батареи. Это позволило М. И. Кутузову подтянуть к центру свежие силы. Батарея Н. Н. Раевского несколько раз переходила из рук в руки и была захвачена французами только к 16 часам. Взятие русских укреплений не означало победу Наполеона. Напротив, наступательный порыв французской армии иссяк. Ей требовались свежие силы, но Наполеон не решился использовать свой последний резерв — императорскую гвардию. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало. Потери с обеих сторон были огромные. Весь день длился бой, в котором, по словам Наполеона, «французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Потери французов составляли 58 тысяч человек, русских — 45 тысяч.
Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской — значительно ослаблен. Далеко от Франции, на бескрайних русских просторах его было трудно восстановить.
3-й ученик: От Москвы до Малоярославца. После Бородино русские войска начали отступление к Москве. Наполеон шел следом, однако не стремился к новому сражению. 1 сентября состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. М. И. Кутузов, вопреки общему мнению генералов, принял решение оставить Москву. Французская армия вошла в нее 2 сентября 1812 г.
М. И. Кутузов, выводя войска из Москвы, осуществил оригинальный замысел — Тарутинский марш-маневр. Отступая из Москвы по Рязанской дороге, армия круто повернула к югу и в районе Красной Пахры вышла на старую Калужскую дорогу. Этот маневр, во-первых, предотвратил захват французами Калужской и Тульской губерний, где были собраны боеприпасы и продовольствие. Во-вторых, М. И. Кутузову удалось оторваться от армии Наполеона. Он развернул в Тарутино лагерь, где русские войска отдохнули, пополнились свежими регулярными частями, ополчением, вооружением и запасами продовольствия.
Занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями (беспрецедентный случай в истории), она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни других припасов. Французская армия была полностью деморализована и превратилась в сборище грабителей и мародеров. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода — или немедленно заключить мир, или начать отступление. Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты М. И. Кутузовым и Александром I. 7 октября французы покинули Москву. Наполеон еще надеялся разгромить русских или хотя бы прорваться в неразоренные южные Районы, так как вопрос об обеспечении армии продовольствием и фуражом был весьма острым. Он двинул свои войска на Калугу. 12 октября у г. Малоярославец произошло еще одно кровопролитное сражение. И вновь ни та, ни другая сторона не добилась решительной победы. Однако французы были остановлены и вынуждены отступать по ими же разоренной Смоленской дороге
4-й ученик: Изгнание Наполеона из России. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских. Патриотический подъем начался буквально сразу после вступления Наполеона в пределы России. Грабежи и мародерство французских солдат вызывали сопротивление местных жителей. Но не это было главным — русский народ не мог мириться с присутствием захватчиков на родной земле. В историю вошли имена простых людей (Г. М. Курин( 10 слайд), Е. В. Четвертаков, В. Кожина), которые организовывали партизанские отряды. В тыл французов направлялись также «летучие отряды» солдат регулярной армии во главе с кадровыми офицерами (А. С. Фигнером, Д. В. Давыдовым(11 слайд), А. Н. Сеславиным и др.). На заключительном этапе войны М. И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Он берег каждого русского солдата и понимал, что силы противника тают с каждым днем. Окончательный разгром Наполеона планировался у г. Борисова. С этой целью подтягивались войска с юга и северо-запада. Серьезный урон был нанесен французам под г. Красным в начале ноября, когда из 50 тыс. человек отступающей армии более половины было взято в плен или пало в бою. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска 14—17 ноября через реку Березина.(12 слайд) Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ М. И. Кутузова по армии от 21 декабря и Манифест царя от 25 декабря 1812 г. ознаменовали завершение Отечественной войны.
Учитель: Честолюбивым планам Наполеона о создании мировой империи не суждено будет сбыться. Его «великая армия» была разгромлена.
О том, почему она будет разгромлена, есть несколько точек зрения Прочитайте их и ответьте на вопрос.
- Формулирование проблемы: Кто победил Наполеона- силы русского народа или «русская зима»?
- Необходим ли был заграничный поход русской армии?
Учитель :После разгрома армии Наполеона русская армия отправилась в заграничный поход.16-19 октября 1913 г- битва под Лейпцигом В 1814 году русские войска вошли в Париж как победители.(слайд)
Итоги и значение войны(слайд)
Полный разгром империи Наполеона, освобождение народов Европы от зависимости наполеоновской Франции;
Россия значительно укрепила свой международный авторитет;
Россия расширила свои владения - к ней отошли – Финляндия и Бессарабия, герцогство Варшавское.
Война сплотила народы России в борьбе с врагом, способствовала укреплению патриотизма
Заключительное слово учителя: В ходе борьбе с иноземными захватчиками приняли участие представители различных слоев населения, но в основном простой народ – крестьяне, которые защищали не только русского царя, но и Отечество.
В этой войне участвовали русские, белорусы, украинцы, татары, башкиры. В условиях всеобщей трагедии были забыты все обиды, страдания. Люди стремятся к единению, готовы встать на защиту земли русской. Это чувство скрытого патриотизма живет в каждом человеке и сам человек не всегда предполагает его. Но приходит час испытаний и человек, движимый первым порывом сердца, поступает так, как требует долг, зов предков, память. Это и есть патриотизм.
Бессмертен тот. Отечество кто спас!(слайд)
III.Закрепление изученного материала:
1.Памятники о войне 1812 года(слайды)
2. Викторина (слайды):
1.Известно, что перед битвой на Бородинском поле русские войска были выстроены в пять оборонительных линий, отстоящих одна от другой в глубину на 1,5 км. Длина первых двух линий составляла около 8 км. Однако по ходу сражения наиболее кровопролитные бои развернулись вокруг небольшой высоты, которую сами французы впоследствии назвали «редутом смерти», «могилой французской кавалерии», «вулканом в центре русской армии» и т.п. Вспомните, как, согласно разработанной Кутузовым диспозиции, называли этот опорный пункт обороны сами русские?
2.В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июня 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: “Я этого ожидал, но все-таки бал состоится”. Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши?
3.В ходе Отечественной войны 1812 года русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров – выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки?
4.Почти сразу после того, как 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С.Р. Воронцов в своем дневнике сделал следующую запись: “Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб… он кончит тем, что будет истреблен… нашей верной союзницей”. Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось?
5.Великая заслуга этого героя Отечественной войны 1812 года заключалась не только в том, что он еще перед вторжением Наполеона указывал на необходимость заманивания неприятеля вглубь страны (тогда об этом говорили многие). Будучи великим стратегом, он взял на себя ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана. Назовите этого военачальника, труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в “Болтай да и только”?
6.Отход русской армии под давлением превосходящих сил французов впервые месяцы войны впоследствии многие окрестили “скифским планом” искусственного заманивания противника в глубь своей территории. Причём первым отождествил эти действия русских со стратегией скифов сам Наполеон. Данное сравнение (и надо признать, удачное) так понравилось французскому императору, что в ходе всей последующей военной кампании он прибегал к нему ещё не один раз. Предположите, по поводу какого конкретного эпизода Отечественной войны 1812 г. Наполеон вновь сравнил русских со скифами, произнеся буквально следующее: “Что за люди! Это скифы. Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!”
7. В Париже на Монмартре есть кабачок “Матушка Катрин”. Её украшает мемориальная доска, на которой написано, что именно сюда забегали стоявшие в Париже казаки, чтобы “пропустить” рюмочку-другую. Какое новое название целой сети подобных заведений, распространённых теперь по всему миру, родилось и 1815г. именно потому, что русские казаки очень спешили?
8. Медаль в память Отечественной войны 1812 г. предполагалось выполнить с профильным портретом императора Александра I. Однако по каким-то неведомым причинам вместо этого изображения медаль была отчеканена с лучезарным “всевидящим оком” Всевышнего. На её обратной стороне имелась соответствующая надпись: “Не намъ, не намъ, а Имени Твоему”. Однако ветераны 1812 г. сходились во мнении, что окружённое лучами око (т.е. глаз) символизировал совершенно определённое лицо. Предположите, чей единственный глаз предпочитали видеть солдаты в изображённом “оке Всевышнего”?
IV. Подведение итогов урока.
Выставление оценок, домашнее задание